Ростовщик - книга К.Б.Гусева "Обмен" |
Меню сайта
Новая экономика. Современный взгляд на экономику - обмен, разделение труда и прибыль... День, год, история, система, анализ, развитие - экономика, работа, Интернет, смотреть в себя, ... Программы бесплатно. Текстовые редакторы, калькуляторы, органайзеры, переводчики и т.д. Книга К. Гусева "Обмен". История появления обмена, денег и прибыли на простых примерах. Наш мир и человек. Все о нас и окружающем нас мире. Природа, флора и фауна. Кафе Одесса Ярославль. Завтраки, обеды, ужины, банкеты, свадьбы, поминки - все красиво и не накладно. Наш очаг. Кое что о доме и жизни Птицы мира. Птицы России. Все виды птиц в картинках с пояснениями. Ваше слово. Литература начинающих: рассказы, повести, стихи, сказки. Компьютер, интернет, деньги, прибыль. Сайтостроение, программы, ява скрипты, фоны и т.д. Свадьбы, юбилеи, разные банкеты. Кафе Одесса Ярославль всегда для вас... Работа, дело - доход Производство, технологии, сырье, орудия труда, экономика, учет, законы... Ростовщик Все о займах, кредитах, ссудах... Производительность труда - что это такое, и как ее считать Товар-посредник Как работает товар-посредник в экономических процессах. Разделение труда Виды и суть разделения труда Натуральный обмен Зарождение и развитие обменных процессов Купечество Предпосылки появления и суть купечества... Рынок Рождение рынка и его развитие. Спрос и предложение. Деньги Появление, развитие и роль денег Бюджет Бюджет и налоги, их роль и влияние на экономику, т на нас с вами Розничная торговля. История и развитие розничной торговли Заработная плата. Виды заработной платы, законодательство и т.п. Ваша прибыль. Что такое прибыль? Все о прибыли и ее видах. Доходная работа. Производство, технологии, оборудование, материалы, инструменты. Экономические новости от Яндекс. Все новости об экономики. |
Книга К.Б.Гусева "Обмен"
Внутренняя и розничная торговля 1.Предпосылки появления продукта-посредника Появившийся натуральный обмен пусть медленно, но развивался. Натуральный обмен в своей основе был прямым, при котором один продукт непосредственно обменивался на другой. Но функционально такой обмен имел много ограничений. Во-первых, прямой обмен мог совершаться не всегда на желаемый продукт, т.к. могло отсутствовать желание в этом у другой возможной стороны обмена. Во-вторых, как отмечалось уже ранее, в условиях постоянного купеческого процесса и, тем более, зарождения розничной торговли, стали выделяться продукты, наиболее часто участвующие в продуктообмене. Одни из них купец привозил, тем самым, увеличивая по ним предложение, и обменивал, как правило, по меновым стоимостям ниже, чем могли это позволить себе местные производители этих же продуктов, что повышало их обменную популярность. Другие, наоборот, купец увозил, увеличивая тем самым на них спрос, давая возможность местным производителям этих продуктов увеличивать их производство и, также снижать на них меновые стоимости, что также повышало их популярность. Таким образом, в качестве экономической выгодности в разряд продуктов-посредников в первую очередь попадали две категории продуктов, привозимые купцом (купцами) и увозимые им (ими). В-третьих, деятельность купцов, торговцев, ростовщиков и ряда производителей, имеющих определенные излишки продуктов, приводила к необходимости иметь определенный продукт (продукты) в которых бы и находились эти излишки. Этот продукт в первую очередь должен был обладать такими свойствами как популярностью, т.е. обладать свойством постоянной возможности обмениваться на любой другой продукт; сохранностью, т.е. не терять своих основных свойств при хранении; иметь по возможности относительно малый вес и объем для удобства хранения и перемещения; быть по возможности равновеликим между собой, т.е. что бы один экземпляр продукта не сильно отличался бы от другого экземпляра этого же вида. Разумеется, что сразу же из возможных продуктов-посредников выпадали продукты, которые быстро портились, например, продукты питания, объемные продукты, например, дрова и т.п., не популярные и иные продукты. Первоначальными же продуктами-посредниками могли стать стрелы, дротики, шкуры, общепринятые предметы обихода, рубила и другие популярные продукты длительного и многократного использования. Выделения ряда продуктов в качестве продуктов-посредников несет в себе очень важную роль. В первую очередь эти продукты начинают играть важную посредническую роль между двумя прямыми обменами, когда просто прямой обмен не получается, увеличивая тем самым обменнооборот, важнейшую составляющую любой цивилизованной экономики. Меновые стоимости большинства обменов начинают ориентироваться на уровень меновых стоимостей к продуктам-посредникам. Роль продукта-посредника начинает возрастать. Купцы, торговцы, ростовщики, крупные производители постепенно начинают погоню за продуктом-посредником, создавая у себя, его определенные накопления, в первую очередь для увеличения своей же деятельности, понимая уже выгодность этого явления. Имея определенные накопления продукта-посредника, которые частично находились в хозяйственных оборотах, а частично дома, купцы, ростовщики, иные торговцы имели возможность самим непосредственно не заниматься натуральным хозяйством, а лишь только своей соответствующей деятельностью, благодаря которой все остальные продукты они могли уже приобрести посредством обмена. Купцы, ростовщики, а в последствии и иные торговцы были первыми профессионалами, т.е. людьми, которые могли себя полностью обеспечить всем необходимым, не ведя своего натурального хозяйства как такового, а лишь благодаря своей одной, определенной деятельности. В отличие от простого натурального рынка, рынок с участием продукта-посредника приобретал новые функции, видоизменяя предыдущие. Если одной из важнейших функцией примитивного рынка являлась посредническая, создававшая просто условия для обменных процессов – это место, время, то с появлением продукта-посредника добавлялся момент возможности приобретения продукта-посредника и его обмен на необходимый товар. Теперь каждый желающий мог совершить двойной обмен для получения нужного продукта. Этот факт значительно увеличивал вероятность совершения обменов. Функция ценообразования на рынке также изменилась. Если в условиях прямых обменов меновые стоимости были оторваны друг от друга, т.е. каждый продукт сопоставлялся с каждым продуктом независимо от уровня иных меновых стоимостей, то, получив, в свое распоряжение продукты-посредники, почти все меновые стоимости стали ориентироваться на отношение к продуктам-посредникам, как к продуктам, определяющим конъюнктуру рынка. Поскольку участие продуктов-посредников в общих продуктообменных операциях возрастало, то и влияние продуктов-посредников на общее формирование всех меновых стоимостей на рынке усиливалось. Продукты-посредники начинали приобретать функцию своеобразного общественного мерила меновых стоимостей. Это можно представить в виде следующей таблицы. Таблица 6.1. (Выражение меновой стоимости продуктов в продуктах посредниках)
Конечно, выделение одних продуктов в новое качество, носило постепенный характер, характер естественного отбора. Практически в каждой общине они были свои в виду традиций и природно-климатических условий. Поначалу продуктов-посредников было очень много. Но с течением времени их множественность уменьшалась, большинство из них стало просто неудобным для дальнейшего использования в качестве продуктов-посредников. Разумеется, что и меновые стоимости, их огромная множественность, основанная поначалу на прямых случайных обменах, в своем количестве уменьшались. Становясь, все более и более посредническим, рынок снижал количество прямых обменов, а, следовательно, и количество прямых меновых стоимостей. Видоизменялись и другие функции рынка, подчиняясь возрастающему влиянию продукта-посредника. 2.Перерастание продукта-посредника в товар-посредник Становясь, все более популярным и ходовым продуктом, взявшим на себя ответственные функции рынка, продукт-посредник стал перерождаться в товар-посредник. Все больше участников обменных процессов стали использовать продукт-посредник в качестве не только посредника между двумя обмениваемыми продуктами, но и как определенные накопления, как кратковременные, обслуживающие непосредственно продуктообмен, так и долговременные, которые могли быть обменены спустя довольно продолжительное время. Теперь для купцов, торговцев, ростовщиков и других активных участников обменов вопрос избытка продукта больше не стоял так остро. Все излишки любого продукта превращались в более удобный для дальнейшего использования продукт-посредник, который, по сути, стал уже товаром-посредником, продуктом, предназначенным в основном для дальнейших обменов или хранения. Это явление еще больше способствовало развитию экономики, способствуя купцам, непосредственным производителям, ростовщикам и другим в их деятельности, предоставляя для них практически неограниченные возможности в накоплениях и продуктооборотах. Часть продукта-посредника постепенно стала фактически только обслуживать обменные процессы, не потребляясь. Продукты этого вида условно стали разделяться на потребляемые продукты и оборотные товары-посредники. Таким образом, выделились товары-посредники, которые мало потреблялись, но при этом постоянно обменивались на иные продукты. Переросшие продукты-посредники в товары-посредники начинали обосабливаться, т.е. создавать в известном смысле рыночный противовес всем остальным продуктам, лишь изредка окончательно потребляясь. Понятно, что и все меновые стоимости начинают привязываться к этим товарам-посредникам. Рынок все больше развивается как вторичный, т.е. обмен становится двойным или посредническим. Это означало, что большая часть обменов происходит при помощи товара-посредника. Сначала каждый производитель обменивал свой продукт на товар-посредник, а уж затем этот товар-посредник обменивался на желаемый продукт. 3. Суть обмена при помощи товара-посредника В чем состоит суть посреднического обмена или обмена при помощи товара-посредника. Приведем простой пример. Допустим, что Производитель А собирает за 5 часов 5 кг плодов и ловит за 3 часа 1 кг рыбы, а Производитель Б собирает за 5 часов 8 кг плодов, а 1 кг рыбы ловит также за 3 часа. Данные производители могли бы осуществить и прямой обмен, если бы Производитель А предложил бы к обмену рыбу, а Производитель Б плоды. Но, во-первых, они могли и не знать друг друга, а, во-вторых, рыбу они ловят одинаково быстро, и, вроде как, предлагать ее к обмену мало толку. Однако, стремясь, заполучить для дальнейших обменов товар-посредник, производители идут на рынок, где одним из товаров-посредников на рынке является дротик. Будем считать, что на рынке меновые стоимости товара-посредника таковы: 1 дротик = 1 кг рыбы и 1 дротик = 4 кг плодов. Что выгодней менять Производителю А, конечно рыбу. Почему? Составим маленькую таблицу. Таблица 6.2. (Сопоставление выгодности продуктов для обмена на товар-посредник Производителем А)
Из данной таблицы 6.2. видно, что для приобретения 1 дротика Производителю А выгодней обменивать рыбу, так как в этом случае он затратит 3 часа своего рабочего времени, а, если будет менять плоды, то 4 часа. А что выгодней менять Производителю Б? Конечно, плоды. Почему? Смотрим аналогичную таблицу. Таблица 6.3. (Сопоставление выгодности продуктов для обмена на товар-посредник Производителем Б)
Из данной таблицы 6.3. видно, что для приобретения 1 дротика Производителю Б выгодней обменивать плоды, так как в этом случае он затратит 2,5 часа своего рабочего времени, а, если будет менять рыбу, то 3 часа. Приобретя по 1 дротику и сделав вторичный обмен, а именно, Производитель А свой дротик поменял на 4 кг плодов, а Производитель Б – на 1 кг рыбы, оба производителя выгадали в своих затратах. Сопоставим условные затраты вновь с помощью таблиц. Таблица 6.4. (Затраты Производителей до обмена)
Таблица 6.4. наглядно демонстрирует все экономические показатели обоих производителей до обмена. Теперь построим условную таблицу, которая будет отражать эти же показатели в случае проведения обоими Производителями посреднического обмена. С таким условием, что, если каждый Производитель какой то продукт предлагает к обмену (совершает первичный обмен), то он тем самым должен увеличить производство этого продукта на величину, равную количеству обмениваемого продукта. В то же время каждый Производитель уменьшает производство тех продуктов, на соответствующую величину, которые он получает в результате вторичного обмена. То есть и тот и другой производитель имеет равное количество и того, и другого продукта как до обмена, так и после посреднического обмена (двойного обмена – первичного и вторичного). Таблица 6.5. (Затраты Производителей после посреднического, вторичного обмена)
В таблице 6.5., которая демонстрирует все экономические показатели обоих производителей уже после вторичного обмена, видно как эти показатели улучшаются. А именно, происходит снижение общих затрат у обоих производителей, равно как и общие затраты, при получении тех же продуктов, и в том же количестве. Налицо обоюдная выгода для Производителей и общества в целом при применении вторичного обмена при использовании товара-посредника. А теперь представим себе, что при тех же условиях Проиводители А и Б совершили не посреднический обмен, а обычный натуральный прямой обмен. Причем для сопоставимости применим такой же обменный курс обмена, как и в случае посреднического обмена, т.е. 1 кг рыбы = 4 кг плодов. Допустим, что Производитель А поменял 1 кг рыбы на 4 кг плодов с Производителем Б. Что получится в этом случае? Составим таблицу. Таблица 6.6. (Затраты Производителей после прямого натурального обмена)
В итоге получается, что таблица 6.6., идентичная предыдущей таблице. А это означает, что прямой натуральный обмен и обмен посреднический приводят к одинаковому итоговому результату. Что говорит о том, что обмен с использованием товара-посредника ни ухудшает и не улучшает итог обмена в сравнении с результатом прямого натурального аналогичного обмена. Разумеется, здесь надо обязательно подчеркнуть «при прочих равных условиях». А в нашем случае главное условие - это неизменность меновых стоимостей по отношению к товару-посреднику в период всего посреднического, двойного обмена. Что означает неизменность этих меновых стоимостей, как во время первичного обмена, т.е. обмена продукта на товар-посредник, так и при вторичном обмене, обмене товара-посредника на продукт для потребления. Выразим это такой конечной таблицей. Таблица 6.7. (Сэкономленные затраты Производителей после посреднического обмена при постоянных меновых стоимостях)
Из данной таблицы видно, что Производитель А при неизменных меновых стоимостях выигрывает 1 час затрат при данных условиях посреднического обмена, а Производитель Б 0,5 часа, т.е. точно также как было бы и при прямом натуральном обмене. Теперь посмотрим, как будет влиять изменение меновых стоимостей на конечный результат посреднического обмена. 4. Влияние изменения меновой стоимости товара-посредника на итог обмена Вариант 1. Используя первоначальные данные нашего примера при первичном обмене, предположим, что в силу изменения условий производства подорожал товар-посредник, причем его меновые стоимости ко всем продуктам возросли одинаково, допустим в 1,5 раза. А именно, если первичный обмен проходил при меновых стоимостях: 1 дротик = 1 кг рыбы и 1 дротик = 4 кг плодов, то вторичный обмен проходил уже на условиях: 1 дротик = 1,5 кг рыбы и 1 дротик = 6 кг плодов. Что происходит в этом случае. Представим таблично. Таблица 6.8. (Сэкономленные затраты Производителей после посреднического обмена при непостоянных меновых стоимостях)
Из данной таблицы видно, что в случае подорожания товара-посредника в одинаковой пропорции, т.е. равном изменении меновых стоимостей, производители при вторичном обмене выгадывают больше, нежели при неизменных меновых стоимостях. Вариант 2. Используя первоначальные данные нашего примера при первичном обмене, предположим, что в силу изменения условий производства товар-посредник подешевел, причем его меновые стоимости ко всем продуктам уменьшелись одинаково, допустим в 2 раза. А именно, если первичный обмен проходил при меновых стоимостях: 1 дротик = 1,0 кг рыбы и 1 дротик = 4 кг плодов, то вторичный обмен проходил уже на условиях: 1 дротик = 0,5 кг рыбы и 1 дротик = 2 кг плодов. Что происходит в этом случае. Представим таблично. Таблица 6.9. (Сэкономленные затраты Производителей после посреднического обмена при непостоянных меновых стоимостях)
Из данной таблицы видно, что в случае снижения стоимости товара-посредника в одинаковой пропорции, т.е. равном изменении меновых стоимостей, производители при вторичном обмене теряют, в сравнении с неизменными меновыми стоимостями. Вариант 3. Используя первоначальные данные нашего примера при первичном обмене, предположим, что в силу изменения условий производства отдельного продукта товар-посредник подорожал, но только в части этого товара причем его меновая стоимость к этому продукту увеличилась, допустим в 1,5 раза. А именно, если первичный обмен проходил при меновых стоимостях: 1 дротик = 1,0 кг рыбы и 1 дротик = 4 кг плодов, то вторичный обмен проходил уже на условиях: 1 дротик = 1,0 кг рыбы, и 1 дротик = 6 кг плодов. Что происходит в этом случае. Представим это таблично. Таблица 6.10. (Сэкономленные затраты Производителей после посреднического обмена при непостоянных меновых стоимостях)
Из данной таблицы видно, что в случае повышения стоимости товара-посредника относительно только одного продукта, то в этом случае в выигрыше оказывается тот производитель, который вторичный обмен товаром-посредником производит с продуктом, у которого меновая стоимость снизилась относительно товара-посредника. Вариант 4. Теперь, если, используя первоначальные данные нашего примера при первичном обмене, предположим, что в силу изменения условий производства отдельного продукта товар-посредник подешевел, но только в части этого товара, причем его меновая стоимость к этому продукту уменьшилась, допустим, в 2 раза. А именно, если первичный обмен проходил при меновых стоимостях: 1 дротик = 1,0 кг рыбы и 1 дротик = 4 кг плодов, то вторичный обмен проходил уже на условиях: 1 дротик = 1,0 кг рыбы, и 1 дротик = 2 кг плодов. То будет очевидно уже без всяких таблиц, что в этом случае производитель, который при вторичном обмене, обмене товара-посредника на продукт, теряет в полученной выгоде. Исходя из вышеизложенного, можно сделать два основных вывода. Первое, в условиях посреднического обмена при помощи товара-посредника, в случае изменения меновой стоимости к какому-то продукту при вторичном обмене, меняется итоговый результат посреднического обмена. Второе, если меновая стоимость товара-посредника возрастает при вторичном обмене относительно какого-либо продукта, то производитель, осуществляющий вторичный обмен на этот продукт выгадывает больше, нежели в условиях неизменных меновых стоимостей. Если же меновая стоимость товара-посредника снижается относительно какого-либо продукта, то происходит обратная картина, т.е. производитель, осуществляющий вторичный обмен на этот продукт проигрывает в отличие от вторичного обмена в условиях неизменных меновых стоимостей. Следовательно, для того чтобы знать итоговый результат посреднического обмена, необходимо знать коэффициент изменения меновой стоимости товара-посредника к соответствующему продукту. 4. Формулы посреднического обмена В отличие от формулы прямого натурального обмена, формула посреднического обмена меняется практически только на участие в этом обмене товара-посредника. Если формула прямого натурального обмена была: - для каждого отдельного производителя: (ЗАх0+ЗАу0)-(ЗАх1+ЗАу1) - сумма экономии затрат первого человека, производителя А, в случае применения прямого обмена; (ЗБх0+ЗБу0)-(ЗБх1+ЗБу1) - сумма экономии затрат второго человека, производителя Б, в случае применения прямого обмена; - для обоих производителей - (ЗАх0+ЗАу0+ЗБх0+ЗБу0)-(ЗАх1+ЗАу1+ЗБх1+ЗБу1) – или общественная экономия затрат. Напомним, что: ЗАх+ЗАу – сумма всех изначальных затрат первого человека, производителя А, ЗБх+ЗБу – сумма всех изначальных затрат первого человека, производителя Б. ЗАх1+ЗАу1 - сумма всех затрат первого человека, производителя А, в случае применения прямого обмена, ЗБх1+ЗБу1 - сумма всех затрат второго человека, производителя Б, в случае применения прямого обмена. Из примеров понятно, что, если меновые стоимости неизменны в течение всего посреднического обмена, то результат, а значит и формулы идентичны, равны. А вот, если меновые стоимости различны на протяжении посреднического обмена, то в эти формулы необходимо добавить коэффициенты изменения меновых стоимостей. Как мы помним из главы 2, что суть обмена состоит в том, чтобы обменять свои меньшие затраты на свои же но более большие. Товар-посредник же выступает в этом случае как корректор, уменьшающий или увеличивающий эту выгоду в зависимости от изменения меновой стоимости к обменивающимся продуктам. (ЗАх0+ЗАу0)-К1тп(ЗАх1+ЗАу1) - сумма экономии затрат первого человека, производителя А, в случае применения прямого обмена; (ЗБх0+ЗБу0)-К2тп(ЗБх1+ЗБу1) - сумма экономии затрат второго человека, производителя Б, в случае применения прямого обмена; для обоих производителей - (ЗАх0+ЗАу0+ЗБх0+ЗБу0)-К1тп (ЗАх1+ЗАу1)+ К2тп(ЗБх1+ЗБу1) – или общественная экономия затрат. Здесь, К1тп – коэффициент изменения меновой стоимости первого продукта по отношению к товару-посреднику; К2тп – коэффициент изменения меновой стоимости второго продукта по отношению к товару-посреднику; |
Новости
|
Почта: rostowcik@yandex.ru | Ростовщик © 2011 "Rostowcik" |