Ростовщик - книга К.Б.Гусева "Обмен"

    Книга К.Б.Гусева "Обмен" 


     Обмен с помощью товара-посредника

      1. Функции товара-посредника

     Товар-посредник, в отличие от обычного продукта, в экономическом смысле приобретает ряд свойств, благодаря своей специфичности. Что имеет обычный продукт: стоимость затрат и потребительную стоимость, и, если будет участвовать в обмене приобретет также и стоимость меновую. Если для продукта потребительная стоимость означает – способность удовлетворять ту или иную потребность человека (группы людей, сообщества), то для товара-посредника – это, в первую очередь, способность обмениваться на другие товары. Следовательно, для простого продукта, его функции сводятся фактически к одной – это функция потребления, т.е. продукт, создается для потребления. А вот товар-посредник, обладая способностью почти к любому обмену, в отличие от простого продукта несет в себе несколько иные функции:

 1) Посредническая функция – товар-посредник выполняет задачу посредника между Производителями, приходящими на рынок со своими продуктами, предлагаемыми к обмену;

 2) Накопительная функция – товар-посредник становится предметом, по крайней мере,  временного (оперативного) накопления. Его можно копить для каких-либо целей, например, коммерческих (купеческих, торговых, ростовщических) или просто на «черный день»;

 3) Измерительная функция – товары-посредники начинают играть роль определенного измерителя, т.е. другие продукты (товары) в части меновой стоимости начинают соотносить к товару-посреднику, измеряться им. Товар-посредник в известной степени становиться единицей меновой стоимости. Правда, пока таких товаров много, разумеется, и много таких единиц измерения, что также составляет определенное неудобство.

     Разумеется, что, обладая несколькими важными экономическими функциями, товар-посредник все более укрепляется и развивается в общехозяйственной жизни любого сообщества. Каждое сообщество поначалу имеет множество товаров-посредников, наиболее активно используемых в жизни и различных обменах. Но со временем, менее приспособленные продукты для выполнения роли товара-посредника вытесняются, переходя в разряд просто продуктов, пусть даже и ценных. Наиболее подходящие продукты для выполнения роли товара-посредника наоборот укрепляются в своих  функциях внутри сообщества. Поглощая со временем, друг друга, среди товаров-посредников остаются все меньшее их число, признаваемое уже не только внутри одного сообщества, но и целым рядом соседних сообществ. Наиболее удобные и признаваемые наиболее развитыми экономически сообществами товары-посредники становятся связующим звеном в межхозяйственных связях не только внутри сообществ, но и между ними.

      С зарождением продукта-посредника, а затем и превращением его в товар-посредник, обмен начинает приобретать новые свойства, становясь, все более посредническим. Посреднический обмен как более удобный, при котором фактически Производители не несут дополнительных потерь, начинает вытеснять прямой обмен. Наибольшее удобство посреднический обмен несет для так называемых коммерсантов: купцов, других торговцев, ростовщиков, крупных производителей. Эту категорию экономических отношений, кроме всех прочих свойств товара-посредника, интересовала возможность его накопления, т.е. увеличения, по сути, своих коммерческих возможностей производителей, купцов, ростовщиков, а также и накопление своего богатства. Именно этот слой экономических агентов был заинтересован в возможностях товара-посредника быть наиболее долговечным и не теряющим своих свойств при многократных обменах. И поскольку их деятельность на обменном рынке имела основной вес, приобретая в качестве товара-посредника главным образом именно такой продукт, то, стало быть, и наиболее популярным товаром-посредником становился продукт, обладающий этими свойствами. 

     Все возрастающая роль товара-посредника в обменных процессах вынуждало и участников обменов подстраиваться под эти изменения.

      Каким должен быть товар-посредник, чтобы наиболее удобно выполнять свои основные функции? Как посредник он должен быть: популярным, ходовым товаром, легко обмениваться на любые иные продукты, иметь относительно неизменную стоимость, быть относительно своей меновой стоимости не громоздким, т.е. его единица измерения должна быть достаточно дорога. Кроме этого товар-посредник должен быть многооборотным, т.е. выдерживать не один и не два обмена, а их множество, не теряя при этом своих свойств. Как выразитель меновых стоимостей товар-посредник должен быть аналогичен вышеуказанным требованиям, и еще быть по возможности равновеликим, т.е. его единицы должны быть одинаковы по весу, объему, качеству. Вступая в качестве накоплений, товар-посредник должен обладать еще такими свойствами как малым объемом, сохранять длительное время свои свойства, т.е. не стареть и не портиться. 

2. Развитие купечества при обменах через товар-посредник

     Так как деятельность купечества в первую очередь и создавала товар-посредник, необходимый для ее развития, то крупной перестройки в своей основе в условиях применения товара-посредника купечество не претерпело. Купечество, особенно после определенного выделения из него внутренней торговли, стремилось к использованию в своей деятельности небольшого количества наиболее выгодных продуктов, которые отчасти могли относиться и к товарам-посредникам. Те продукты из них, которые были долговечны, и могли использоваться многократно, в первую очередь становились товарами-посредниками для купцов, основной экономической силы того времени, так как, используясь купцами, они, как правило, обретали и популярность, и повышенный спрос. От активности или пассивности купечества во многом зависел внутренний посреднический рынок, деятельность ростовщичества, крупных производителей. Без купечества внутренний рынок состоял преимущественно из прямых натуральных обменов, ростовщики же были лишены брать с заемщиков высокие проценты, внутренняя торговля могла лишь ели теплица, так как посреднический обмен плохо развивался.

     Неся на себе лидирующую роль в экономических процессах, купечество фактически определяло и развивало специализацию отдельных сообществ, выделение из всей массы продуктов товаров-посредников, развитие внутренней торговли и развитие других экономических процессов. Для транспортировки товаров из одного сообщества в другое, купцы стремились нагружаться наиболее ходовыми товарами, которые могли длительно храниться и по возможности быть относительно невелики по объему и весу, тем самым фактически определяя, товар-посредник. С развитием связей между общинами, племенами товар-посредник все более унифицировался, становясь единым на все большей территории.

     По своей сути купеческий обмен остался практически таким же. Правда, в отдельных случаях купцы вынуждены были прибегать к дополнительным обменам, переводя свои товары в товар-посредник, если это не удавалось сделать сразу. Вспомним, как происходит купеческий цикл и циклы.

      Допустим, что купец А из общины К с 10 кг рыбы, поехал в общину Л и поменял там ее по внутренней меновой стоимости (1 кг рыбы равен 2 кг плодов) на 20 кг плодов, а после этого возвратившись домой, сделав обратный обмен, т.е. поменял по внутреннему обменному курсу (1кг рыбы = 0,5 кг плодов) плоды на рыбу, и получил 40 кг рыбы (20/1*2), т.е. совершил купеческий цикл. В результате получили такую табличку.

Таблица 7.1.

Один купеческий цикл купца А

Виды обменов

Результат обменов

Рыба, кг

Меновая стоимость, рыба/плоды

Плоды, кг

Прямой обмен, у соседей (община Л)

10

1=2

20

Обратный обмен, дома (община К)

40

2=1

20

      Но, если ни рыба, на плоды не являются товаром-посредником, то купец вынужден на каком-то этапе сделать еще один обмен, обменять либо плоды, либо рыбу на товар-посредник. Но где и когда это лучше сделать? Для упрощения задачи, предположим, что имеется только один товар-посредник, действующий в обеих общинах, например, дротики. Понятно, что в разных общинах дротики к одним и тем же продуктам будут иметь разные меновые стоимости. Если в общине К, находящейся вблизи водоема, но далеко от леса с плодами, рыба по отношению к дротику будет дешевле, нежели плоды. А вот в общине Л, картина будет обратной. Следуя из условия нашего примера, нетрудно понять, что 1 дротик в общине К будет равен, например, 5 кг рыбы или 2,5 кг плодов, а в общине Л наоборот, 1 дротик = 5 кг плодов и 2,5 кг рыбы.

     Как лучше поступить купцу в этом случае.

     Вариант 1. Купец, находясь в общине К, имея 10 кг рыбы меняет их сразу на  2 дротика и отправляется в общину Л, где обменивает их на 10 кг плодов. После чего возвращается домой и обменивает их либо на 20 кг рыбы, либо на 4 дротика. И в том и другом случае, при такой схеме купец явно проигрывает в сравнении с чисто натуральным обменом, получая лишь удвоение начального количества рыбы, а не увеличение ее в 4 раза, как это получается при натуральном купечестве.

     Вариант 2. Теперь, допустим, что купец, находящейся в общине К, и имеющий 10 кг рыбы, не меняя ее на дротики, сразу отправляется в общину Л. Здесь он успешно обменивает ее на плоды, т.е. 10 кг рыбы = 20 кг плодов, и с ними возвращается домой. Дома купец обменивает 20 кг плодов на 8 дротиков, что равноценно 40 кг рыбы. Значит при втором варианте купец получает такой же результат своего обмена, как, если бы он производил бы чисто натуральный обмен.

     Вариант 3. И, наконец, купец все делает как при натуральном обмене, т.е. сначала свои 10 кг рыбы меняет в чужой общине на 20 кг плодов, затем вернувшись домой обменивает на эти 20 кг плодов на 40 кг рыбы. После чего от 40 кг рыбы обменивает на товар-посредник - дротики, а точнее 40 кг рыбы на 8 дротиков. Таким образом и в этом случае его итоговый результат равен такому же итогу, как и при обычном натуральном обмене.

     Следовательно, если вывозимый купцом продукт не является товаром-посредником, то обмен на товар-посредник можно делать лишь во второй фазе купеческого цикла, а именно, лишь вывозимый продукт и у себя дома. Ввозимый продукт менять на товар-посредник ни дома, ни на чужбине экономически не оправдано, а равно, как и вывозимый продукт в том же сообществе.

     Точно также купец должен действовать и в условиях многоцикличности. В противном случае он будет хозяйствовать либо не с максимально возможным доходом, либо просто в себе в убыток.          

      Запишем формулу купеческого оборота с использованием товара-постредника.

      Если купеческий цикл означает двойной обмен начального продукта (товара), вначале на иной территории, затем у себя дома, превращение приобретенного продукта в исходный (первоначальный). Запишем для начала это так: Т0 = К1*Т1; К1*Т1 = К2*Т2,

где Т0 – первоначальный продукт у купца, предназначенный для обмена,

      К1 – коэффициент обменности в чужом сообществе (меновая стоимость),

      Т1 – продукт, получаемый при обмене в чужом сообществе,

      К2 – коэффициент обменности в своем сообществе,

      Т2 – продукт, получаемый при обмене в своем сообществе (он может быть и иным, а не первоначальным, в силу изменения меновых стоимостей за время прохождения купеческого цикла).

     Поскольку как выяснилось, нет смысла обращать купеческий товар в товар-посредник на первом этапе, то формулу можно написать так:

     Т0 = К1*Т1; К1*Т1 = К2*Т2 = ТП или Т0 = К1*Т1; К1*Т1 = Т2/ТП

     В нашем первом примере, после подстановки значений это будет выглядеть так:   

     1) Т0 =  К!* Т1 = 2/1 * 10 = 20;

     2) К1 * Т1 =  К2 * Т2 = 2/1 * 20 = 40/5=8 или  К1 * Т1 =  К2 * Т2 = 20/ТП = 8 дротиков.

     Но нашу формулу можно упростить при наличии неизменности двух обмениваемых продуктов (товаров), представив результат купеческого цикла как.

     КЦ = Т0*Мс0*Мс1/МсТП, где Т0 – первоначальное количество товара, Мс0 – внешняя меновая стоимость (рыба/плоды), Мс1 – внутренняя меновая стоимость (плоды/рыба), МсТП – меновая стоимость товара-посредника.

     Здесь важно учесть, что Т0*Мс0*Мс1 должно быть > Т0, иначе купцу незачем суетиться.

    И, второе, формула Т0*Мс0*Мс1, действительна при перевернутом отношении меновых стоимостей, если относить меновые стоимости прямо, то наша формула примет вид: Т0/Мс0/Мс1.

     Например, допустим, что в общине К меновая стоимость между продуктами х и у будет как 2 к 1 или, коротко, х/у=2/1, а в общине Л х/у=2/3, а у купца имеется 10 кг товара х, то подставив эти обменные стоимости в формулу, получим результат купеческого оборота для идеальных, конечно, условий: Т0*Мс0*Мс1 = 10*2/1*3/2 = 30 или Т0/Мс0/Мс1 = 10/ ½ / 2/3 = 30.     

      В условиях многоцикличности, купцу нет ни какого смыла менять какой-либо свой купеческий товар на товар-посредник. На товар-посредник можно обменивать лишь тот продукт, который купец хочет вывести из оборота либо для своих нужд, либо для накоплений, либо для перевода в иной, возможно более выгодный, купеческий товар. Поэтому нет смысла выводить для многоцикличности отдельную формулу, ибо она такая же как и для натурального купеческого обмена. А именно:

      1)при неизменности всех меновых стоимостей во время всего процесса – КЦ = Н*Т0/М0/М1, где Н – количество циклов;

      2) при изменяющихся меновых стоимостях во время процесса – КЦ = Т0/Мс0/Мс1*1Мс0/1Мс1*2Мс0/Мс1*…..*НМс0/НМс1.

3. Торговля в условиях посреднического обмена. Появление менял.

     Вслед за купечеством к привлечению в своей деятельности определенных товаров-посредников приступила и внутренняя торговля. Внутренняя торговля была нацелена на приобретение в результате своих обменах товары-посредники двух видов. Первое - это товары-посредники, популярные внутри своего сообщества для дальнейших обменов с крупными внутренними производителями. Второе - это внешне товары-посредники, популярных товаров-посредников для крупных обменов с заезжими купцами. Разумеется, что такая двоякость внутренней торговли не могла обходиться без дополнительных обменов.

     Одним из новых экономических явлений в экономике периода развития товара-посредника явилось появление менял.

     Многие купцы и внутренние торговцы в процессе своей деятельности стали сталкиваться с постоянными процедурами превращения обмененных продуктов на внутреннем или внешнем рынке в нужные товары для своей деятельности. Часто на эту процедуру уходило не мало времени. С подобными проблемами сталкивались и внутренние торговцы, которые за закупленные товары у тех же купцов или крупных производителей должны были рассчитываться по договоренности вполне определенным продуктом или товаром-посредником. Потому в процессе развития отчасти из купцов или их наемников, отчасти из внутренних торговцев, и ростовщиков, выделились специальные люди, которые и стали осуществлять эту деятельность – фактически обменивать одни товары-посредники на другие. В основе этого процесса лежал преимущественно обмен наиболее популярных местных товаров-посредников на наиболее популярные товары-посредники других сообществ. Это значительно ускоряло купеческо-торговые процессы. Ни купцам, ни торговцам уже не надо было тратить на это много времени. Они обращались к менялам с определенным товаром-посредником и взамен получали необходимый товар-посредник. Разумеется, что в результате такого обмена, менялы получали определенный доход за свои услуги, но он был значительно ниже, чем в итоге выгадывали купцы и торговцы. Здесь излишне предлагать читателю  пример с таблицей, так как принцип, показывающий выгодность мены товаров-посредников между собой схож с принципом выделения розничной торговли, которые описывались выше. В результате мены для купцов, торговцев, ростовщиков и непосредственных производителей экономилось время. А экономия времени это важнейшая составляющая развития экономики, ведущая к росту общественной производительности труда.

     Выгодность прямого перевода одного товара-посредника в другой, минуя какие-либо дополнительные двойные обмены, порождало неплохой спрос на эту деятельность. Поэтому вскоре этой деятельностью стали заниматься в первую очередь ростовщики, обладающие хорошими запасами различных товаров-посредников, также как и купцы. С развитием обменных процессов, менялы стали выделяться в отдельных профессионалов. Как купцов, ростовщиков и иных торговцев, менял ни как нельзя относить к мироедам и нахлебникам, они также нужны экономике для ее развития, для ускорения обменных процессов.      

4. Ростовщичество в условиях обмена при помощи товара-посредника

     Появление и приобретение популярности товаром-посредником не могло сказаться и на деятельности ростовщичества. Ростовщики, как и другие коммерсанты, поняв преимущества товара-посредника, а не просто любого продукта, в своей деятельности стали ориентироваться на получение как можно большего количества не любого продукта, а именно местного ходового, популярного товара-посредника. Кроме того, займы в иных продуктах значительно уменьшили свой спрос, а вот займы в товарах-посредниках стали пользоваться успехом. Разумеется, что, и свои проценты ростовщики теперь предпочитали получать в товарах-посредниках.

     Если ростовщик предоставляет займы и получает процент в «купеческом товаре», то отношения с купцами строятся просто. Получив назад свой заем с процентами, ростовщик может продолжать выдавать займы в этом же товаре. Конечно, при необходимости часть полученного «купеческого товара» ростовщик всегда мог обменять на товар-посредник. Разумеется, ростовщик так и поступал. Так как наиболее долговечный товар-посредник он использовал для накоплений. А часть, менее долговечного товара-посредника он использовал для личного потребления, либо через дальнейшие обмены на нужные продукты, либо непосредственно.

     Если же ростовщик предоставлял займы в не «купеческом товаре», то возвраты с процентами, он все равно стремился получать в товаре-посреднике, либо сам сразу превращал их в товар-посредник, либо использовал для этих целей менял.

     Но лучший вариант для ростовщика это работать с займами и их возвратами непосредственно в товаре-посреднике.

      Имея определенные запасы и различие товаров-посредников ростовщикам грешно было не заняться меной, то есть ростовщики, кроме займодавцев стали еще и менялами, тем более что хоть и небольшой доход приносила меновая деятельность, зато быстрый и можно сказать постоянный. В мене нуждалась вся торговля, как внешняя, так и внутренняя, а также в какой-то степени и непосредственно производство.

 5. Рынок

     Так как все сферы экономической деятельности были связаны с рынком, то, разумеется, все итоги появления, и развития товара-посредника проявлялись именно там.

     С появлением товаров-посредников почти все продукты, участвующие в обменах, начали приравниваться к товарам-посредникам, даже те, которые шли по прямому обмену, ни как, не затрагивая обмен с товаром-посредником. Товары-посредники стали служить ориентиром для всех иных продуктов при определении их меновых стоимостей.

Товары-посредники становились в определенном смысле экономическими измерителями как для других продуктов, так для измерения друг друга в любом другом товаре-посреднике. Благодаря этому меновые стоимости еще больше стабилизировались, стали появляться твердые и длительные экономические соотношения того, что относительно дороже, что дешевле.

     Но, не смотря на все хорошее, что принесли с собой товары-посредники, они обладали недостатками. Главным недостатком товаров-посредников было, во-первых, их относительная множественность, и, во-вторых, все продукты, выступающие в качестве товаров-посредников, не были полностью идентичными, одинаковыми. Например, такие известные товары-посредники как меха, даже от одного зверя, могли отличаться размером, качеством меха, длительностью использования и другими признаками, делающими сам товар-посредник далеко не эквивалентным по отношению друг к другу. Подобные различия вели к тому, что эволюционно товары-посредники начали съедать, замещать друг друга. С развитием межродовой торговли стали появляться товары-посредники, которые признавались таковыми в двух, трех, четырех и т.д. общинах. Появились межобщинные товары-посредники, более популярные, с лучшими характеристиками товары-посредники вытесняли, замещали более слабые, менее удобные для выполнения функций товара-посредника. Общины экономически более развитые навязывали свои правила игры в хозяйственной сфере менее развитым общинам, в том числе и свои товары-посредники.

     Этот период человеческой истории уже начал характеризоваться, прежде всего, тем, что человечество в своем развитии стало различным. Если в период стадности, начала и середины общинно-родового периода человечество в различных местах, с разными условиями развивалось примерно одинаково, то можно сказать, с эпохи мезолита началось различие в развитии человечества. Одни сообщества благодаря лучшему умению, передаче накопленного опыта, более благоприятным природно-климатическим условиям стали опережать в развитии другие. Началось различие в развитии человечества, появлялись места с более развитой цивилизацией, культурой, экономикой, техникой в сравнении с общим развитием человечества, и наоборот, места, с низким уровнем развития. Человечество стало распадаться на территории, культуры и т.д. по своему развитию. Более развитые общины, племена могли значительно влиять на менее развитые, в том числе и в экономическом смысле, в смысле поглощения своими товарами-посредниками товары-посредники менее развитых обществ, которые теряли свою значимость.

      С рождением товара-посредника и выделением оптовой, розничной торговли, появлением менял посреднический обмен из цепочки первичного и вторичного обмена превратился в обмен с длинной цепочкой обменов – первичный, вторичный, третичный и т.д. Продукт, превращаясь в товар, или товар-посредник мог долго «путешествовать» в поисках своего конечного потребителя, особенно это касается товара-посредника. Рынок из прямых натуральных обменов стал все больше превращаться в рынок посреднический.

  6. Производство

      Появление в обменных процессах товаров посредников не могло не отразиться и на производстве. После появления фактической возможности обмена любого продукта на товар-посредник с последующей целью приобретения нужного продукта, производство все больше начинает уходить от прямых обменов, приобретая в обмен на свои продукты преимущественно товар-посредник. Производство, как и другие хозяйственники, начинает накапливать обмененный товар-посредник не только для будущего потребления, но и для расширения своего же производства. Накопленный товар-посредник предоставляет возможность быстрее находить предметы и орудия труда за счет их приобретения, а не собственного сбора и изготовления. В этом случае сам производственный процесс сокращается по времени.

     Например, Производитель А, с уклоном на рыбную ловлю, за 10 часов вылавливает 10 кг рыбы, но при этом предварительно затрачивает еще 10 часов на изготовление остроги с каменным наконечником. В тоже время Производитель Б, за 10 часов вылавливает только 5 кг рыбы, зато за 10 часов изготавливает 2 остроги для ловли рыбы. Следуя уже известному принципу, Производитель А, разумеется на рынок пойдет с рыбой, а вот Производитель Б с острогами. Используя метод прямого натурального обмена, даже если обмен будет идти через товар-посредник, можно определить так. Производитель А за свою рыбу вполне выгодно может приобретать для себя остроги на рынке и не задумываться об их производстве. Приобретая, например, 1 острогу за 5 кг рыбы, он каждый раз будет экономить фактически 5 часов, за которые он может дополнительно поймать 5 кг рыбы.

     И если в условиях прямого натурального обмена Производителю А для подобного обмена каждый раз надо было искать где-то производителя похожего на Производителя Б для совершения подобного обмена. То в условиях появившегося посреднического обмена, он просто идет на рынок, где обменивает свои 5 кг рыбы на товар-посредник, например, 1 рубило, а затем его же обменивает на 1 острогу. В результате чего он экономит свое рабочее время, повышая тем самым как свою, так и общественную производительность труда.   

     Таким же образом с определенной экономией времени непосредственные производители могут обменять для себя не только орудия труда, но и любые исходные материалы, сырье, не утруждая себя этими заботами. В результате чего производитель оставляет себе из всего цикла производства, лишь непосредственное изготовление, после приобретение через обмен для этого необходимых орудий труда и исходных материалов. Например, для изготовления дротиков с каменными наконечниками, Производитель сначала через обмен приобретает для этого подходящие камни, дерево и рубила, и потом спокойно начинает свое производство дротиков.

     Конечно, что весь этот процесс, как и все развитие человечества, совершенствовался не в одночасье, а довольно продолжительно.

     Кроме того «излишний» товар-посредник дает возможность прибегнуть уже не к разовому, а к более или менее постоянному найму, вполне взаимовыгодному. С появлением товара-посредника, своего рода универсального продукта для любого обмена, развитые производители все чаще прибегали к найму тех, у кого собственное производство получалось не так хорошо. Разумеется, что производители, у которых хорошо шли дела, производили обменные продукты (товары) с высоким уровнем производительности труда, и тем самым могли позволить себе (как это было показано во 2 главе) взаимовыгодно нанимать себе кого-либо из тех, у кого эти производственные показатели были хуже. Однако это было выгодно всем.

     Но, увы, как показывает история, человечество пошло иным путем, силовым, кровавым, а не экономическим. Человек всегда идет более короткой и наглядной дорогой, не понимая часто, что есть и иные пути для достижения чего-либо, более разумные.     

      Поскольку, как уже известно, выгодно предлагать к обмену только тот продукт, который производится с производительностью труда выше, чем у других производителей, каждый производитель и стремится производить только такие продукты для обмена, а не все подряд. Натуральные хозяйства в желании обменять как можно больше товара-посредника, начинают все больше производить именно выгодные для обмена продукты, что ведет к увеличению их доли в общем производстве. Это явление называется специализацией натурального хозяйства, которое является первым шагом на пути к рождению товарного производства. Хотя натуральные хозяйства все еще занимаются в основном полным само достаточным производством, тем не менее, от производства ряда продуктов, самых не выгодных при собственном производстве, хозяйства могли уже вполне отказаться и получать их при помощи обмена.

     Как специализация, так и определенный отказ от производства некоторых продуктов вело уже к некоторому разделению труда между натуральными хозяйствами. Это разделение труда становилось не только внутренним, но и благодаря развитию купечества и внешним.

     Благодаря повышенному спросу со стороны купцов на ряд наиболее выгодных для этого продуктов, т.е. тех, которые вывозились за пределы сообщества, многие хозяйства стремились удовлетворить этот возросший спрос. Этот факт приводил уже к дальнейшему развитию определенной специализации целого сообщества, и как следствие, развивалось межобщинное разделение труда. Общины, находящиеся у водоемов, преимущественно занимались ловом рыбы, и мало внимания уделяли, например, сбору плодов и охоте. Общины, находящиеся вблизи лесов богатых дичью, преимущественно занимались охотой, не утруждая себя рыбной ловлей и сбором плодов, зная что, смогут это все выменять у соседей. С развитием производительности труда, которое сделало хороший скачок после определенной специализации, рождением земледелия и приручением диких животных произошло всем известное крупное разделение труда между земледельческими общинами и общинами скотоводческими. Данное разделение труда произошло на тех же принципах, что и остальные, только более масштабно.

     Разумеется, что межобщинное, межплеменное разделение труда было основано не только на умении одного сообщества производить что-то лучше другого, но в большой части зависело от наличия тех или иных природных ресурсов, природно-климатических условий, которые изначально и определяли совершенствование сообщества в развитии того или иного умения.

     Не могло, например, сообщество, проживающее вдали от водоемов, воспитать внутри себя относительно хороших рыбаков, а общество, находящееся вдали от лесов, иметь относительно других хороших охотников, и т.д.         

     Специализация натуральных хозяйств требовало от своих производителей постоянного совершенствования производства, и в первую очередь, производства тех продуктов, которые шли на обмен. Пусть пока небольшая, но в известном смысле появилась все же конкуренция, вынуждающая производителей искать пути более эффективного производства. Основной путь решения этой задачи был в совершенствовании умения производителей. Для чего в хозяйствах появилась специальная трудовая подготовка, при которой передавался накопленный опыт, развивались навыки, появлялись новые познания, прежде всего те, которые были необходимы для лучшего производства обменных продуктов.

     Все это приводило к еще большему развитию человеческой специализации уже внутри натурального хозяйства. Например, стали появляться рыбаки, люди, преимущественно занимающееся рыбной ловлей, охотники, сборщики плодов, скорняки, каменотесы и другие. Некоторые специалисты постепенно превращались в профессионалов, людей которые занимались одним определенным делом, дающим ему при этом иметь все остальное либо при помощи обмена, либо раздела иных продуктов внутри хозяйства. Внутренняя специализация и появление профессионалов давало значительный скачок в росте производительности труда внутри хозяйства. А это, со временем, посредством обмена, повышало и общую производительность труда, как отдельного сообщества, так и целой его группы, куда попадал при помощи купечества продукт, произведенный с помощью повышенной производительности труда. 

     Но стоит напомнить, что основными профессионалами к этому времени уже являлись купцы, ростовщики, торговцы, менялы – лица, занятые преимущественно одним видом деятельности, который приносил им хороший прожиточный доход.

Новости

 

 

  Почта: rostowcik@yandex.ru Ростовщик © 2011 "Rostowcik"

   счетчик посещений

Используются технологии uCoz