Ростовщик - книга К.Б.Гусева "Обмен"

    Книга К.Б.Гусева "Обмен" 


     Внутренняя и розничная торговля

      1. Причины зарождения внутренней торговли

      После определенного развития и становления зачатков внутриобщинного рынка, а также значительного развития натурального купечества,  встает вопрос перед купцами дальнейшего развития. Как ускорить процесс купеческого цикла. Если увеличение объемов своей деятельности шло главным образом за счет, как все большего привлечения собственных продуктов для этих целей, так и продуктовых займов у ростовщиков. То значительного ускорения купеческого цикла, от которого также зависела эффективность этой деятельности, при помощи только займов получить было нельзя. Именно тогда и начала зарождаться внутренняя торговля как таковая. Если начальное купечество сочетало в себе функции как оптовой, так и розничной торговли, то внутренняя торговля того времени развивалась именно как торговля розничная.

     Купцы, стремясь увеличить один из важнейших экономических показателей – оборачиваемость своих продуктов при обменах, стали нанимать себе розничных продавцов, либо обменивать свой продукт большими партиями с достаточно  крупными производителями. Подобные шаги приводили к заметному увеличению скорости продуктообмена. Купец уже не тратил много времени на «розничный» обмен со всеми желающими поменяться с ним, а, обменявшись с крупными производителями большими партиями продуктов или оставив свой завезенный продукт «своим розничным торговцам», быстро возобновлял свой путь за новой партией продукта, значительно сокращая по времени купеческий цикл.

       Уже в тот период, период начального купечества в торговле появились первые признаки разделения труда, которое вылилось в выделение ряда этапов купеческого цикла в самостоятельные виды торговли. Вспомним купеческий цикл, который начинался с производства или приобретения продукта, определенной дефицитности на других рынках. С этим продуктом купец направлялся на внешние рынки, где сам продавал (обменивал) этот продукт (товар) на продукт, имевший определенную дефицитность на своем родном рынке. Именно на этот процесс у купца наиболее много уходило времени, разумеется, если купец отправлялся на соседние рынки, а не на далекие, "заморские". Даже сегодня, в период развитости торговли, чтоб продать вполне определенный товар требуется время. Что же говорить о тех временах, когда любое появление купца даже из соседней общины было достаточно неожиданным для потенциальных покупателей, тем более, что купцу обмен надо было произвести не на любой предлагаемый взамен товар, а вполне определенный, чтоб получить прибыль. Вот потому-то купец и был заинтересован в том чтобы найти и завязать постоянные связи с тамошними либо купцами-оптовиками, либо с крупными производителями, либо иметь там для себя надежного человека, которому он мог бы доверить продажу своего товара. Все это и подстегивало общую купеческую торговлю к разделу по вполне определенным функциям: одни занимаются привозом товаров, другие их продажей. Сегодня это функции оптовой и розничной торговли, которые зародились очень давно, еще в период распада первобытного общества.

2.Суть внутренней торговли

     В чем суть и механизм внутренней торговли?

     Приведем обычный пример. Допустим, что купец, как и в предыдущих примерах, имея 10 кг рыбы, начал свой вояж в соседнюю общину. Там, как и ранее обменял эту рыбу на 20 кг плодов, а затем, вернувшись в свою общину, обменял эти плоды на 40 кг рыбы. На весь этот цикл он затратил 5 дней. Но, немного поразмыслив, купец решил, что ему самому незачем проводить мелкие обмены в чужой общине, а проще все оставить  надежному человеку за определенное вознаграждение, например 2 кг рыбы, пусть меняется он. А сам купец тем временем лучше сделает еще один свой цикл. При таком варианте на весь купеческий цикл у него ушло уже только 3 дня. Приведем для наглядности сопоставимые таблицы таких циклов.

Таблица 5.1. (Купеческий цикл без выделения розничного торговца)

  Длительность купеческого цикла, дней Купеческий цикл Доход купца, рыба, кг Доход розничного торговца, рыба, кг
Продукт на начало цикла, рыба, кг Первый обмен, Мс=1/2, плоды, кг Второй обмен, Мс=1/2, рыба, кг
Купеческий цикл 5 10 20 40 30 0

      Из этой таблицы хорошо видно, как наш купец за один свой вояж получает доход в 30 кг рыбы, затрачивая на это 5 дней.   

     Таблица 5.2. (Купеческий цикл с выделением розничного торговца)

  Длительность купеческого цикла, дней Купеческий цикл Доход купца, рыба, кг Доход розничного торговца, рыба, кг
Продукт на начало цикла, рыба, кг Первый обмен, Мс=1/2, плоды, кг Второй обмен, Мс=1/2, рыба, кг
Купеческий цикл 3 8 16 32 22 2

     Из таблицы 6а видно, что во втором случае, купец за один цикл получает дохода меньше на 8 кг, но и затрачивает времени на весь цикл также меньше, на целых 2 дня.

Поэтому, подсчитав все и сопоставив, купец пришел к выводу, что второй вариант для него предпочтительней. Почему? Представим еще одну маленькую табличку сопоставимости этих вариантов:

    Таблица 5.3. (Сопоставление доходности вариантов)

 

Доход от одного цикла, рыба, кг

Продолжительность цикла, дней

Расчетный период – месяц, дней

Количество циклов за расчетный период

Доход за расчетный период, рыба, кг

1 Вариант

30

5

30

6

180

2 Вариант

22

3

30

10

220

Разница

8

2

-

4

30

     Из данной таблицы 5.3. легко заметить, что хотя во втором варианте и имеет место снижение доходности одного цикла на 8 кг рыбы, тем не менее, совокупная доходность, например, в нашей таблице за месяц, возрастает благодаря увеличению оборачиваемости продуктов. Наглядно, что купец в течение месяца в случае использования розничного торговца имеет возможность произвести 10 купеческих циклов, вместо 6. Налицо явная выгода.

     Появление внутренней розничной торговли еще больше стабилизирует меновые стоимости, развивает и укрепляет рыночные отношения. Если купец обменивал свой продукт на чужом рынке периодически, когда прибывал, то с наймом продавцов «розничников», его товар обменивался постоянно. Без розничных торговцев купеческий товар из рынка обмена исчезал вместе с убытием купца. В результате чего могли в значительной степени колебаться и меновые стоимости, связанные с этим продуктом. Но имея свою постоянную розницу, купеческий продукт еще более стабилизировал  меновые стоимости по отношению к себе, а значит и рынок в целом. Появляются элементарные функции рынка. Внутренние торговцы постепенно становятся оптовыми покупателями продукта у местных производителей, обменивая его затем также оптом на продукт, привозимый купцами. Внутренние торговцы становятся самостоятельной экономической единицей, осуществляя хозяйственную тройственную связь между производителями, купцами и потребителями. Внутренняя торговля начинает укрепляться и расширяться, становясь основой для внутреннего рынка.  

        И уже даже такой рынок обладает почти всеми основными функциями любого рынка:

       1. Так как в основе рынка лежит обмен, то главной функцией рынка можно назвать посредническую, создающую определенные условия для обменных процессов. Предлагая определенное время и место производителям, купцам и иным торговцам, а также в первую очередь потребителям, проще найти друг друга для совершения нужного обмена. 

       2. Функция образования и стабилизации меновых стоимостей, суть которой определяется в автоматическом установлении и регулировании меновых стоимостей, она зависит от постоянства совершаемых обменов и наличия, т.е. предложения к обмену тех или иных продуктов в первую очередь количественно.

      3. Диктующая функция рынка заключается в его диктате производителям. Что выгодней производить? А так же в пределах каких затрат производить какой-либо продукт выгодно. Что лучше предлагать к обмену?

      4. Следующая функция – это информационная, она показывает наличие предлагаемого продукта к обмену, его качество и уровень меновых стоимостей в определенный момент.  

      5. Стимулирующая функция выражается в том, что производитель для получения большей выгодности своего обмена должен стремиться к снижению своих затрат, т.е. повышать уровень своей производительности.

      С развитием и совершенствованием рынка появляются и иные его функции.

      Чем больше обменов, тем лучше для рынка и его развития, стабилизации производства, стабилизации меновых стоимостей, пусть выраженных пока в естественных, натуральных величинах.

3. Развитие специализации натуральных хозяйств

     С появлением прямого натурального обмена, затем купечества и, наконец, внутренней торговли, обычное натуральное замкнутое хозяйство многих обособленных производителей стало несколько видоизменяться. Чем больше развивался обмен, чем он становился более постоянным, тем больше отдельные натуральные хозяйства приобретали какую-нибудь определенную направленность своего производства. Иными словами стало происходить смещение направленности производства внутри замкнутого натурального хозяйства, хозяйства начинали производить какой-нибудь продукт, разумеется, который у них получался хорошо, в более больших объемах, чем это требовалось для самих этих хозяйств. Хозяйства часть такого продукта производили специально для обмена. Это были первые зачатки товарного производства внутри натурального хозяйства. Хозяйства стали специализироваться на производстве одного или нескольких видов продукта, т.е. выпуская весь спектр необходимого продукта, они кроме этого дополнительно выпускали продукт специально для обмена, возможно даже в ущерб производству иных продуктов, которые они могли потом успешно (выгодно) выменять при помощи дополнительно выпускаемого продукта. Замкнутые натуральные хозяйства стали экономически приоткрываться настолько, насколько требовалось для свершения выгодных для себя обменов. В первую очередь, такие хозяйства, конечно, стремились выгодно избавиться от излишков. Реализовывая свои излишки, они могли встать на путь производственно-потребительского обмена, либо купеческого, либо выгодно отдать эти излишки в заем, занявшись тем самым, ростовщичеством, либо обменяться с внутренними торговцами.   

     Натуральное хозяйство - замкнутая социальная единица, в которой производство непосредственно перерастает в потребление (семейное, крестьянское, общинное, родовое, хозяйство помещика, домашнее хозяйство).

     При обмене как было уже показано в главе 2, возрастает общественная производительность труда, и чем больше взаимовыгодных обменов, тем лучше для общества, с экономической точки зрения.

     Но и специализация производителя, имеется в виду специализация натурального хозяйства, ведет к росту производительности труда внутри этого натурального хозяйства, что также следует из главы 1, поскольку для каждого производителя любой взаимовыгодный обмен ведет к снижению затрат по вымениваемому продукту. А при специализации, т.е. увеличенном производстве и соответствующем увеличении обменов продуктом с лучшей производительностью эта экономия времени возрастает.

     Почувствовав эту выгоду, каждое натуральное хозяйство стало стремиться часть продукта производить для обмена, чтоб произвести взаимовыгодные обмены на нужный продукт и главное, поднять свое производство на новый уровень производительности.

     Специализация натуральных хозяйств требует больше уделять внимание производству определенного продукта, а, следовательно, и уделять больше внимание навыкам, умению и передаче опыта при производстве определенного продукта. Эта экономическая заинтересованность привела к появлению специалистов, людей, уделяющих больше внимания умению производить что-то определенное, совершенствуясь именно в этом.

     Появление специалистов приводило к значительному росту индивидуальной производительности, а это к еще большему росту общественной производительности и так далее по цепочке.

     Специализация производителей давала толчок к определенному разделению труда, пока еще не ярко выраженному, так как в основе всех хозяйств все еще лежало натуральное ведение хозяйства, т.е. обеспечения самих себя всеми продуктами. Но внутри каждого хозяйства специализация и разделение труда уже четко вырисовывались. Кроме этого некоторые хорошо развитые натуральные хозяйства на взаимовыгодной основе стали привлекать в свои хозяйства на работы и других членов общин, особенно специалистов. Что давало натуральному хозяйству еще быстрее развиваться.

     С развитием обмена лозунг «Я умею что-то делать лучше других и мне это выгодно» становился наиболее важным. Различие человека в его умении стало приобретать выгодную окраску. Специалисты начинались цениться. Навыки, умения, опыт стали передаваться по наследству и другим собратьям, при помощи специальной подготовки.

      Человечество теперь стало разделять труд на простой и умелый.

      Простой труд – труд, не требующий от человека специальной подготовки, квалификации.

      Умелый труд - труд, основанный уже на определенном уровне способностей и специальной подготовки человека, выраженный в определенных навыках, опыте, знаниях при производстве чего-либо. Умелый труд, как правило, по своему проявлению ощутимо превосходит простой труд по уровню индивидуальной производительности труда, а также и качеству производимого продукта.

      С развитием экономики, экономических отношений и, прежде всего обмена, и на этой основе все более глубокого разделения труда, разница между умелым и простым трудом увеличивается. А это означает все большую взаимную выгодность обменов.

Новости

 

 

  Почта: rostowcik@yandex.ru Ростовщик © 2011 "Rostowcik"

   счетчик посещений

Используются технологии uCoz